Деятельность школы по профилактике правонарушений,
наркомании и других негативных явлений в детско-подростковой и молодежной среде
Современная социально-экономическая ситуация создаёт все условия для попадания
детей и подростков в «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов
современного общества является криминализация молодёжи и увеличение
количества детей и подростков с
девиантным поведением. Как правило, это дети из неблагополучных,
многодетных семей, семей беженцев,
которые подвергаются насилию, нервным
стрессам, ведут бездомный образ жизни и предоставлены самим себе. И результат –
повальное употребление
наркотических веществ, алкоголизм
и табакокурение среди молодёжи, последствием чего являются пропуски учебных
занятий, уходы из семьи, попадание в «неформальные группировки» - всё это
потрясает общество своей статистикой.
Стала чаще проявляться среди детей склонность к насилию и жестокости.
Проблемы профилактики асоциального
поведения являются приоритетным направлением в деятельности общеобразовательных
учреждений.
В нашей школе на внутришкольном учете на
конец 2012 -2013 учебного года
стояло 12 учащихся: на учете в ОДН – 6 человек, на учете в КПДН и ЗП – 6
человек.
На сентябрь 2013-2014 учебного года:
ВШУ-15 человек, ОДН-11, КДНиЗП – 11. Рост правонарушений пришелся на летний
период.
Основанием постановки на учет в КДН
и ЗП и ОДН стало: кража – 1 человек:
Алексеев Александр – 3В класс,
употребление токсических веществ – 2 человека -
Аксенов Евгений - 7А класс, Хегай Виктория - 10 Б класс, административное правонарушение -2 человека –
Парфенов Александр – 10Б класс, Воронцов Евгений – 7Б класс
Специфическая задача школы в сфере
предупреждения правонарушений и других негативных явлений
у учащихся заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна
другая социальная структура не в
состоянии решить данную задачу. Основой ранней профилактики является, прежде
всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у
учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в
поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и
педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации
личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Поэтому в нашей школе разработана
система деятельности по раннему выявлению детей группы риска:
-
изучение школьной документации
-запрос информации из подразделений
по делам несовершеннолетних.
-беседа,
опрос мнений
-наблюдения
на уроках, внешкольных мероприятиях,
в семье
-методы
педагогической диагностики
-методы
самоизучения и самооценки (анкетирование,
тестирование, сочинения, игры на самопознание)
-психологический
диагностический комплекс
Анализируя типы семей учащихся девиантного
поведения, стоящих на учете, мы пришли к
следующим выводам, что большинство учащихся из социально – неблагополучных или
социально-незащищенных семей: неполных семей – 13 из них воспитываются отцом –
1 ученик (Муслимов Влад), воспитываются
матерью - 12 детей, полных семей – 2 (Матвеев Вадим – 6А класс, Парфенов
Александр -10 класс) малообеспеченных – 11 семей.
Среди 15 учащихся состоящих на
внутришкольном учете успевают на «3» - пока все учащиеся. Склонны к
систематическим пропускам занятий – 3 учащихся (Афанасьев Влад, Тебляшкина
Мария, Юрасова Яна). В этом учебном году пропусков без уважительной
причины у них нет.
Для проведения результативной работы с
детьми «группы риска» создана социально-психологическая служба на основе
подпрограмм: «Профилактика необучения несовершеннолетних», «SOS»
(программа по профилактике безнадзорности правонарушений
несовершеннолетних), «Семья», программа
по профилактике ПАВ. В компетенцию этой службы входят:
Ø оказание социально-психологической помощи учащимся,
имеющим отклонения в поведении или обучении: постановка на внутришкольный учёт
на основании положения;
Ø разработка индивидуальных программ для проведения
профилактической работы с учащимися «группы риска», осуществление постоянного
контроля за поведением, успеваемостью и посещаемостью учащихся.
Ø выявление
семей, находящихся в социально опасном положении и оказания им помощи в
обучении и воспитании.
Ø посещение семей «группы риска», составление актов
обследования жилищных условий, по необходимости подготовка документов в
учреждения социальной защиты и опеки.
Составлен банк данных по детям и семьям
«группы риска».
За каждым «трудным» подростком закреплён
член администрации и классный
руководитель; создан совместный план работы школы с КДН и ЗП, ОДН, который
помогает нам разработать меры поддержки и контроля по каждому ученику и его
семье, находящихся в «группе риска»; социально-психологическая служба делает
особый акцент в работе с родителями по профилактике семейного неблагополучия и
предупреждения асоциального поведения учащихся.
Одной из основных задач при работе с
учащимися девиантного поведения является вовлечение учащихся во внеклассную
деятельность, организация занятости учащихся в свободное от учебы время. В
школе созданы условия для проведения профилактических мероприятий: различных
акций, спортивных соревнований, концертов,
ктд, КВН. В школе также работают
47 творческих объединений, есть тренажёрный зал, оборудованный спортивный зал.
Большинство учащихся, стоящих на учете
занимаются в кружках и спортивных секциях. Ребята являются участниками
различных городских спортивных соревнований.
Мы выигрывали уже два года подряд городские соревнования среди трудных
подростков.
Расширяя воспитательное пространство,
школа взаимодействует с учреждениями дополнительного образования: МАУДОД
ЦРТДЮ, ДЮСШ,
СК «Олимп», ледовый дворец, школа им. Борова, СК «Сияжар». Администрация школы ведёт
постоянный мониторинг посещаемости детьми «группы риска» кружков и секций, так
в этом учебном году из 15 учащихся,
состоящих на ВШУ - 14 человек посещают
кружки, спортивные секции (не
посещает Юрасова Яна).
Не раз на совещаниях, педсовете, МО
классных руководителй поднимался вопрос о значимости правового воспитания
подростков в профилактике вредных привычек и асоциального поведения. В целях
эффективности особо значимых мероприятий в рамках
воспитательно-профилактической работы по формированию правовой культуры,
гражданской и уголовной ответственности
привлекаются органы правоохранения, общественных организаций,
здравоохранения, которые учат ребят решать правовые и психологические проблемы,
знать обязанности, понимать их сущность, осознано воплощать их в практической
жизни. Учащиеся школы знают об условиях постановки на педучёт в школе, в
классе. Систематизирует работу по правовому воспитанию существующие в школе традиции: месячник правовых знаний,
декада правовой культуры, единые тематических классные часы, в результате
которых знания о правах и обязанностях закрепляются в конкурсах рисунков среди
учащихся, выпусках правовых листков. Проводится анкетирование и социологические
опросы школьников по выявлению у учащихся вредных привычек и склонности к
риску. Регулярно проходят родительские всеобучи, классные часы, где происходит
знакомство родителей и учащихся с основными нормативно-правовыми документами,
рассматривают ситуации, требующие педагогической помощи родителям в вопросах
семейного права. В помощь учащимся и родителям разработаны методические
рекомендации по профилактике правонарушений и преступлений, ЗОЖ, культуре
поведения.
Совместная деятельность семьи и школы
решает проблемы учебной деятельности, профилактики здоровья, правонарушений,
определяет единые требования к ученикам в учебно-воспитательном процессе. Члены общешкольного родительского комитета делятсяя на группы и
посещают семьи, где дети не готовятся к
урокам, пропускают занятия, неадекватно ведут себя в школе и с позиции
«Равный - равному» проводят беседы с
родителяим, учащимися.
Совместная работа администрации школы,
социально-психологической службы, педагогов, родителей даёт положительные
результаты. Система работы школы по
профилактике правонарушений поможет каждому ученику противостоять асоциальному
поведению, научит сказать – нет! вредным привычкам.
Работа по профилактике правонарушений предполагает
целый комплекс социально – профилактических мер, направленных как на
оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную
психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребенка, а также мер по
восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из приоритетных направлений
деятельности по работе с трудными детьми должно являться создание единого
воспитательного пространства.
Необходима адресная помощь семьям где
дети из группы риска.
Четкий отлаженный механизм
взаимодействия структурных подразделений по работе с такими детьми.
Создание профильный отряд для трудных
подростков.
Жесткий контроль за занятостью в летнее
и свободное время.
|